Сборник от
16.05.2001
Панорама космических новостей
Факты, События, Комментарии
Главная страница
Комментарии



Интересные ссылки


ATLAS aerospace -
космический туризм
в ЦПК им.Гагарина


NASA WATCH:
Russian Space News




Архив

14 мая 2001г.
15 мая 2001г.
Транспортный самолет ИЛ-76 российского производства возможно будет зафрахтован Пентагоном для того, чтобы вывезти из Китая самолет-разведчик, который совершил там аварийную
По данным CNN в Вашингтоне прорабатывают такой вариант, поскольку Пекин, скорее всего, не разрешит самолету-шпиону покинуть остров Хайнань своим ходом. Также маловероятен и вариант, что китайские власти разрешат забрать самолет-разведчик американскому военно-транспортному самолету. Американские военные полагают, что корпус самолета-разведчика после демонтажа двигателей, крыльев и хвоста вполне может поместиться на борту ИЛ-76.
Источник: "Эхо Москвы"
В Звездном городке сегодня торжественно встречали космонавтов вернувшихся с орбиты
Наибольшее внимание было конечно приковано первому космическому туристу Денису Тито. Все присутствующие подчеркивали, что эта экспедиция на МКС была поистине уникальной.

Торжественный прием в честь космонавтов, вернувшихся из 8- суточной экспедиции на международную космическую станцию, был устроен сегодня в подмосковном Звездном Городке.

Поздравить с успешным возвращением на Землю экипаж приехали председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, депутат Госдумы Евгений Примаков, а также популярная группа "На-На".

Началась церемония с возложения цветов к памятнику Юрию Гагарину. Командир Талгат Мусабаев негромко скомандовал: "Перестроиться по росту", после чего к памятнику подошла уже выровненная шеренга - Батурин, Мусабаев и самый маленький член экипажа - первый космический турист Деннис Тито.

Затем состоялся торжественный митинг в зале Дома космонавтов. Обращаясь к Деннису Тито, Сергей Степашин заявил, что "за свой полет Вы вполне заслужили российский Орден Мужества. Я надеюсь, что президент наградит Вас, по крайне мере мы будем просить его об этом". Степашин добавил, что "в России вокруг космоса очень много завязано, и со стороны Счетной палаты, которую я сейчас возглавляю, мы приложим все усилия, чтобы финансирование отрасли шло нормально".

Космонавтам было вручено множество оригинальных подарков, вручение некоторых сопровождалось забавными казусами. Так, от московского завода шампанских вин экипаж должен был получить по персональной литровой бутылке шампанского с золотыми надписями их имен на этикетках. Однако вышедший на трибуну генеральный директор завода не обнаружил бутылок рядом - они куда-то исчезли. Только позже выяснилось, что ценные сувениры уже перекочевали в зал для фуршета. Оплошность к концу заседания была исправлена - бутылки были вручены космонавтам.
Источник: ОРТ
Космический корабль на колесах
Несмотря на огромную неприязнь, которую проявляла НАСА по отношению к туристическому полету Дэнниса Тито на МКС, ученые этой организации уже вплотную занимаются проблемой коммерческого освоения межзвездного пространства простыми людьми. Для этого ими создан StarShip 2040.

StarShip 2040 был разработан в Центре космических полетов им. Маршалла и представляет собой грузовой трейлер длиной 14.6 метра. Этот передвижной выставочный павильон создавался с вполне конкретной целью - показать, каким НАСА видит коммерческие космические полеты, которые будут происходить в ближайшие 40 лет.

Любой посетитель, попавший на борт этого "корабля", имеет возможность ознакомиться с макетами рубки управления, пассажирским и исследовательским отсеками. Все увиденное должно натолкнуть людей на мысль о том, что вскоре путешествия в космос станут такими же обычными явлениями, как и полет на самолете.

Внутри такой передвижной выставки представлено множество новых технологий: автоматические системы мониторинга здоровья, средства навигации и обеспечения безопасности. Все они базируются на разработках, проводящихся в данное время в центрах НАСА и сотрудничающих с ними институтах США.

Доктор Рогаки (Dr. Rogacki), принимавший участие в создании этой машины заявил, что "она является не просто научной фантастикой, ученые действительно хотят сделать будущие полеты такими, какими они показаны в StarShip 2040".

Свое применение нашли и аудио-эффекты, с помощью которых создается шум двигателей, голоса экипажа и компьютера. Особенный интерес к такому автомобилю проявили учителя и школьники, часто посещающие его в ходе (и вместо) своих занятий.

Константин Зайцев

(По материалам Cosmiverse.com)
Источник: xTerra.Ru
В космос на лифте
В последнее время в прессе часто упоминается идея "космического лифта" - конструкции из тонких толщиной всего несколько сантиметров тросов, закрепленных одним концом на Земле, а другим простирающимся в космос. Идея родилась еще в 60х годах прошлого века. Впервые ее высказал ленинградский инженер Юрий Арцутанов, а затем развил Георгий Поляков, о чем рассказывал журнал "Техника-Молодежи" в 1977 и 79 годах. В том же 1979 году вышел и роман Артура Кларка "Фонтаны Рая", описывающий реализацию такой идеи.

Сегодня над разработкой проекта космического лифта трудятся целый ряд ученых. Одна из исследовательских групп находится в НАСА, в Центре космических полетов им. Маршалла. По расчетам ученых, несмотря на огромные технические требования такого проекта, он все-таки может быть осуществлен средствами современной технологии. Высказываются предположения о том, что такое лифт может появиться к концу века.

Долгое время идея космического лифта считалась лишь мечтой, однако вскоре она может стать реальностью. Одна из веских причин, подталкивающих к его строительству - это дешевизна и быстрота доступа в космос, а точнее выхода на орбиту. Пассажиры и грузы могли бы путешествовать вдоль тросов, так как это происходит в случае фуникулера. Приблизительная стоимость доставки килограмма груза в таком случае составила бы около 1,48 доллара. Сравните это с 22 тыс. долларов в случае традиционного способа вывода грузов ракетой-носителем. Кроме того пилоту не надо быть космонавтом, чтобы совершить такое путешествие. А это открывает доступ в космос простым людям, по крайней мере обладающим достаточной суммой денег (на порядки меньшей, чем потребовалось для этого Деннису Тито).

Что же представляет из себя это загадочное сооружение - космический лифт? В начале вообразите себе спутник. Время, которое ему требуется чтобы облететь Землю, зависит от силы гравитации, изменяющейся, в свою очередь, в зависимости от высоты. Низколетящие спутники совершают такой путь быстрее, высоколетящие - медленнее, а вот находящимся на высоте 35 786 километров для этого потребуется ровно 24 часа, то есть для земного наблюдателя они просто не будут двигаться. Такая орбита проходит над экватором, а называется она геостационарной.

Продолжим фантазировать и представим себе спутник, как бы удлиняющийся одновременно по направлению к Земле и от нее таким образом, что его центр масс будет находиться постоянно на геостационарной орбите. Части спутника, находящиеся ближе к поверхности планеты будут двигаться медленнее, чем это нужно для поддержания стабильной орбиты, а значит будут ощущать на себе притяжение Земли. И наоборот, части удаленные далеко в космос будут двигаться слишком быстро для своей высоты и станут увлекать за собой всю конструкцию. Результат - огромная сила натяжения. Любой металлический трос при такой длине просто оборвется. Поэтому единственным подходящим материалом является углеродное волокно.

Когда Артура Кларка, 20 лет назад предложившего для этого использовать алмазные волокна, спросили, когда же будет построено такое сооружение, он ответил: "Лет через 50 после того, как над этой идеей перестанут смеяться". Ну что ж, смеяться похоже уже перестали...

Кстати, стоит добавить, что этот проект и судьба известного фантаста в разные годы очень сильно пересекались. В 1968 на конференции "Мирное использование космоса" советский космонавт Леонов подарил Кларку экземпляр своей книги. На одной из иллюстраций, выполненной самим космонавтом космический лифт высился прямо над островом Шри-Ланка. Фантаст решил, что это шутка, ибо к тому времени он купил там дом, где собирался жить (живет и поныне). Однако оказалось, что территория, на которой стоит дом писателя, действительно является одной из тех немногих точек на планете, к которой может крепиться космический лифт, чтобы его остальная часть находилась при этом на геостационарной орбите! Вот и гадайте тут, что это - простое совпадение или знак судьбы?...

Константин Зайцев
Источник: xTerra.Ru
Россия и Украина расширяют сотрудничество в области авиации
МОСКВА, 16 мая - Правительство РФ одобрило проект протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительствами России и Украины о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники от 20 августа 1997 года. Об этом Стране.Ru сообщили в Департаменте правительственной информации. Документ был представлен Росавиакосмосом, согласован с МИД, Минобороны, Минтрансом, Минпромнауки, Минюстом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно принятому документу, стороны, в частности, согласились дополнить предусмотренный статьей 26 Соглашения перечень авиационной техники и ее модификаций следующими позициями: "серийное производство двигателя ВК-2500 для возможного применения его на вертолетах Ми-17, Ми-24, Ка-32 и их модификациях; создание опытных образцов и серийное производство двигателя ВК-1500 для возможного применения его на самолетах Ан-3, Ан-38, Бе-32, вертолете Ка-62 и их модификациях; создание опытных образцов и серийное производство двигателя ВК-3500 для возможного применения его на самолете Ил-114, вертолете Ми-38 и их модификациях".

Кроме того, в соответствии с проектом протокола, распределение прав на вновь полученные в ходе выполнения работ объекты интеллектуальной собственности оформляется также в виде протоколов, которые будут являться неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Зампреду правительства РФ Илье Клебанову поручено провести переговоры с украинской стороной и по достижении договоренности подписать от имени российского правительства указанный протокол.
Источник: Страна.Ру
Ученые НАСА обнаружили, что на движение удаленных от Земли космических аппаратов воздействует неизвестная человечеству сила
Это воздействие крайне мало. Однако физики подозревают, что перед ними первое свидетельство того, что нынешние представления о гравитационных силах нуждаются в серьезном пересмотре.

Воздействие таинственной силы было отмечено сразу на нескольких аппаратах в разных частях солнечной системы.

Ученых поставил в тупик тот факт, что скорость кораблей уменьшается быстрее, чем должна.

О таинственной силе заговорили после того, как выяснилось, что эффект не распространяется на другие космические тела.

Эффект пока не получил ни объяснения, ни названия.

Космические аппараты, на которых он был зафиксирован, вряд ли когда-нибудь вернутся на Землю для исследований и, скорее всего, уверенно объяснить этот феномен ученые в ближайшее время не смогут.
Источник: НТВ.ru
Только в полете
В общем-то, идея вынести в околоземное пространство автономные технические системы не нова. Спутники, десятилетиями висящие или курсирующие над нашей планетой, - тому подтверждение. Однако далеко не все задачи можно решать из космоса. Кроме того, вывод материальных объектов за пределы атмосферы неимоверно дорог, а потому поиск решений для автономных устройств, летающих именно в атмосфере, идет давно.

Более полувека Пентагон экспериментирует с беспилотными боевыми машинами (UAV - Unmanned Air Vehicle, или UCAV - Uninhabited Combat Air Vehicle). Еще в годы войны во Вьетнаме ВВС США и их подрядчик, корпорация Ryan Aeronautical, испытывали беспилотный самолет Firebee, который служил главным образом целям разведки и ориентации. Но в те годы все упиралось в возможности коммуникаций и обработки информации. Нынешние технологии позволяют качественно иначе решать вопросы UAV.

В разработку UAV вовлечены крупнейшие аэрокосмические корпорации США. Northrop Grumman и Boeing только что почти одновременно объявили о своих успехах. На недавней выставке «Aviation Week» Northrop продемонстрировала так называемое летающее крыло. А в середине апреля Boeing показала свой беспилотный истребитель X-45A, который будет испытан в начале лета в условиях, близких к боевым.

Boeing объявила, что в штате Невада пройдут учения, в ходе которых люди вообще не будут участвовать в привычных ролях. В бой с самодвижущимися танками вступит X-45A, размеры которого не превышают размеров спортивного самолета Cessna.

Самолеты UAV стоят существенно меньше, нежели обычные истребители, но могут обладать сравнимыми боевыми характеристиками. Кроме того, их можно будет забрасывать в больших количествах в нужные точки планеты на большегрузных воздушных транспортах.

Самый совершенный на сегодня беспилотный самолет - Global Hawk, построенный в 1999 в Northrop Grumman. В прошлом году эта машина совершила полет из штата Флорида в Португалию и обратно под наблюдением (не управлением!) операторов, сидевших в техническом трейлере в сельской местности штата Вирджиния. Вскоре Global Hawk с целью очередного испытания отправится в Австралию. Продолжительность непрерывного пребывания в воздухе составляет 36 часов.

Этот самолет-разведчик не может нести такой большой вес, какой был на борту того самого EP-3, который рухнул на китайскую территорию. Но специалисты считают, что уже вскоре Global Hawk сможет выполнять задачи съема коммуникационных потоков не менее успешно.

Наблюдая за чрезмерным энтузиазмом чиновников из военных ведомств, эксперты выражают осторожность и даже скепсис. Стивен Зейлога (Steven Zaloga), специалист по вооружениям из аналитического института Teal Group, считает, что не следует переоценивать способности нынешних UAV - они пребывают в самом начале развития. Полезнее поразмышлять над тем, каких и сколько ресурсов потребуется для становления этой технологии.

И все-таки существование UAV, утверждают обозреватели из «Washington Post», должно неизбежно повлиять на состояние американской нации: системы обязаны устранить саму основу гибели или пленения членов экипажей. Джон Пайк (John Pike), деятель из некоммерческой исследовательской комиссии GlobalSecurity.org, говорит буквально следующее: «Чем пилотировать истребитель, из которого ты сам должен переломать хребты плохим парням, отправь туда роботов, у которых нет ни страха, ни упрека».

Конечно, сбережение жизни и свободы американских летчиков дело серьезное. Но есть и другая сторона медали. История технологий свидетельствует, что секретные военные разработки без особых проволочек адаптировались для гражданских применений (зачастую с большей пользой и эффективностью).

Сейчас проектирование и производство беспилотных самолетов - процветающая отрасль авиапромышленности США, работающая не только на войну. Например, компания Athena Technologies предлагает на рынке маленького летающего робота, которого можно использовать для наблюдения за некоторой территорией, скажем, за лесным массивом: он будет сообщать о пожарах или же о химическом составе воздуха - для контроля за экологией. Управлять самолетиком можно с обычного наладонника Palm. А можно запрограммировать: робот полетит куда надо и самостоятельно выполнит задание.

Мне кажется, что беспилотные самолеты, способные сутками оставаться в воздухе, найдут еще одно отличное применение - в качестве узлов беспроводной связи. Для этого не нужны громоздкие спутниковые системы. Более того, появится возможность за небольшие деньги обеспечивать гибкую и динамичную структуру коммуникаций, что называется, ad hoc. И дабы в новогоднюю ночь не опасаться перегрузки систем мобильной телефонной связи, не развесить ли над городом заранее несколько летающих роботов?

Игорь Гордиенко

gordi@computerra.ru
Источник: Компьютерра
В SETI@Home зарегистрировался трёхмиллионный участник
Завтра знаменитому проекту поиска внеземного разума SETI@Home исполняется два года. Официальное открытие проекта состоялось 17 мая 1999 года. С тех пор SETI@Home стала самой крупной сетью распределённых вычислений в мире. Суммарное время, потраченное на расчёты, составляет 650 тысяч лет.

За время существования проекта в нём приняли участие несколько миллионов человек, которые предоставили неиспользуемое процессорное время своих компьютеров для обработки данных, которые были получены при помощи радиотелескопа в Аресибо. Каждый день к работе подключаются 2000 новых добровольцев. Участников SETI@Home можно встретить в любой стране мира. В проекте участвуют граждане 226 стран.

Интерес к SETI@Home превысил самые смелые ожидания организаторов. Поначалу учёные думали, что в проекте пожелают принять участие не более двух-трёх сотен тысяч человек. Однако, На прошлой неделе был зарегистрирован трёхмиллионный по счёту участник SETI@Home. В качестве награды он получит: пожизненное членство в Планетарном обществе, DVD-копия сериала "COSMOS" и постер SETI с автографами.
Комментарий     Источник: Компьюлента
В Звездном городке встретят космонавтов и туриста
16 мая в Звездном городке пройдет церемония встреча экипажа космического корабля "Союз ТМ" Талгата Мусабаева, бортинженера Юрия Батурина и первого космического туриста Денниса Тито (Dennis Tito).

Как сообщается, чествование космонавтов начнется в полдень у памятника Юрию Гагарину, а после продолжится в Доме космонавтов.

Помимо экипажа корабля "Союз ТМ" в Звездном поздравят и Юрия Лончакова, который побывал на Международной космической станции в апреле.
Источник: Коммерсантъ
Aerojet разрабатывает двигатель на перекиси водорода для небольшого военного "шаттла"
Компания Aerojet получила контракт от ВВС США на разработку реактивного двигателя для небольшого корабля многоразового использования SMV (Space Maneuvering Vehicle) (на рисунке слева), который мог бы выполнять различные задачи в интересах министерства обороны США (разведка, идентификация и наблюдение за космическими объектами, доставка грузов на орбиту и пр.). SMV сможет выполнять полеты на орбиту и возвращаться на Землю в беспилотном режиме, а садится он сможет на обычную взлетно-посадочную полосу для самолетов.

Сумма контракта с Aerojet пока составляет 10,4 млн дол., но если ее работа будет признана успешной, то в ближайшие годы компания получит еще около 30 млн дол.

Двигатель называется ARRE (Advanced Reusable Rocket Engine - двигатель для усовершенствованной ракеты многоразового использования). Он будет использоваться в системе маневрирования корабля SMV. Работать он будет на нетоксичном топливе - на перекиси водорода. Aerojet только начала работы по этому проекту, а вообще он рассчитан на 4 года.
Источник: Россия-Он-Лайн
Спутник PAS-10 вышел на заданную переходную орбиту
Вчера 15 мая на космодроме Байконур в 5 часов 11 мин по московскому времени состоялся запуск ракеты "Протон" с американским спутником связи PAS-10 на борту. Спутник был успешно выведен на заданную орбиту, и заняла эта процедура около 6,5 часов. Сначала в течение 10 минут работала трехступенчатая ракета "Протон". Затем от нее отделился разгонный блок ДМ вместе со спутником. Этот тандем оказался на временной орбите ожидания. Примерно через час было проведено первое включение двигателя блока ДМ, в результате чего апогей его орбиты был увеличен до 35 тыс. км. После второго включения двигателя перигей орбиты спутника с разгонным блоком был увеличен до 7 тысяч км, а, кроме того, было уменьшено наклонение орбиты относительно плоскости экватора Земли.

На заданную переходную геосинхронную эллиптическую орбиту спутник PAS-10 вышел приблизительно в 11:44 мск, то есть через 6 часов 33 минуты после старта. Здесь и произошло отделение разгонного блока от спутника. Вскоре после этого одна из наземных станций слежения в Южной Африке установила со спутником контакт, и были получены данные, что бортовые системы спутника PAS-10 работают нормально.

Теперь до конца мая спутник должен с помощью собственного двигателя выйти на конечную круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км над экватором и встать в точку с координатой 68,5 градусов восточной долготы над Индийским океаном. Здесь он будет обслуживать работу систем связи, телевидения и Internet на территории Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии.

PAS-10 заменит спутник PAS-4, который был запущен в августе 1995 г., но в ноябре 1998 г. на нем из-за конструктивной ошибки вышел из строя управляющий процессор. Эти неполадки были характерны для всех спутников, построенных на базе платформы Boeing 601 до августа 1997 г. Они объясняются неудачной конструкцией переключателей в коммутаторах, из-за чего происходили короткие замыкания, что уже привело к выходу из строя управляющих процессоров на нескольких спутниках. Сейчас спутник PAS-4 работает на запасном процессоре, но если и он выйдет из строя, то спутник будет потерян. Поэтому владелец сети спутников PAS компания PanAmSat решила заменить PAS-4 и потратила на новый PAS-10 около 250 млн дол.
Источник: Россия-Он-Лайн
NASA будет исследовать молнии
Космическое агентство NASA собирается использовать беспилотный самолет UAV (Uninhabited Aerial Vehicle) для исследования процессов формирования и эволюции молний во время грозы. Предполагается, что этот дистанционно управляемый самолет будет летать вокруг и над грозовыми зонами и с помощью установленной на нем аппаратуры измерять различные параметры атмосферы, в том числе характеристики электрических полей, направление и скорость ветра, влажность воздуха и т.д. Эти исследования должны помочь в прогнозировании гроз и их последствий.

Самолет UAV способен подниматься на высоты до 16,5 км и летать на малых скоростях. Он сможет выполнять опасные для человека полеты, а полеты в грозу таковыми и являются. Первые исследования молний планируется провести во Флориде в районе мыса Канаверал. Во время этих полетов будут проводиться и испытания возможностей беспилотного самолета UAV.
Источник: Россия-Он-Лайн
Большие космические планы Китая на ближайшие 10 лет
Китай пока не отправил человека в космос, но космические планы у него довольно большие. Правда, конкретные сроки реализации каких-то проектов и их технические подробности в Китае обычно не сообщают. Но недавно были обнародованы общие направления работы местной космической отрасли на ближайшие 10 лет.

Во-первых, Китай собирается продолжать запуск спутников связи. По заявлению китайских официальных лиц, в стране уже созданы национальная система спутниковой связи, система телевизионного спутникового телевизионного и радиовещания, система спутникового образовательного телевидения и система медицинской помощи с использованием спутниковой связи. Но телекоммуникационная отрасль развивается в Китае очень бурными темпами, так что Китай будет продолжать запуск новых спутников связи повышенной мощности и рассчитанных на длительные сроки эксплуатации. Кроме того, народное хозяйство испытывает потребность в метеоспутниках для составления кратковременных и долгосрочных прогнозов, для мониторинга природных катаклизмов и дистанционного зондирования поверхности земли для сельскохозяйственных применений. В частности, для повышения урожайности риса и овощей Китай в начале будущего года запустит спутник Seeds Satellite.

Китай также поставил задачу создания нового поколения ракет-носителей, работающих на нетоксичном топливе и не загрязняющих окружающую среду. Кроме того, эти ракеты должны обладать повышенной "грузоподъемностью" и обеспечивать более низкую стоимость запуска 1 кг груза. В ближайшие 10 лет будут запущены новые метеоспутники на полярные и геостационарные орбиты. Предусмотрен также запуск спутников для цветной съемки поверхности океана, определения температуры воды, мониторинга тайфунов и исследования морских ресурсов.

Есть в китайской космической программе и пункт о запуске спутников для исследования космоса и взаимодействия Солнца и Земли (предусмотрено сотрудничество с Европейским космическим агентством в проекте квартета спутников Cluster, исследующих магнитное поле Земли). Будут продолжены запуски спутников из серии CBRS (совместный китайско-бразильский проект запуска небольших спутников для наблюдения за окружающей средой и мониторинга природных катастроф).

А в ближайшие 5 лет Китай собирается запустить два спутника для оптической съемки земной поверхности и один спутник для радарной съемки. Ну а в следующем году должны пройти испытания исследовательского микроспутника весом в 10 кг. Китай также испытывает потребность в спутниках весом от 300 до 500 кг, которые можно было бы выводить на орбиту буквально за несколько часов. Такие спутники нужны для наблюдения за пожарами, наводнениями, загряз нениями моря и для выполнения других задач в интересах науки, экономики и национальной безопасности Китая. Предполагается, что такой спутник должен начитать работу практически на первом витке, совершаемом им вокруг Земли. Для вывода на орбиту таких спутников разрабатывается твердотопливная ракета мобильного базирования, запустить которую можно будет практически из любой точки страны. Такой запуск должен обеспечиваться и соответствующей наземной системой управления. Как сообщается, первые испытания подобной ракеты будут проведены в 2002 г.

Китай также собирается уделять большое внимание новым микроспутникам весом от 1 до 100 кг. Они разрабатываются с участием иностранных партнеров. Эти спутники предназначаются для съемки поверхности земли, проведения научных экспериментов и испытаний новых технологий.

Китай также проявляет интерес к участию в работах по проекту по Международной космической станции, но участие это, если оно и состоится, будет весьма ограниченным (проведение каких-то экспериментов на борту МКС и не более того).

В общем, планов громадье.
Источник: Россия-Он-Лайн
Завершились испытания двигателя RS-68 для новой ракеты Delta 4
Компания Boeing официально объявила об успешном завершении серии испытаний двигателя RS-68, который предназначается для первой ступени ракеты Boeing Delta 4. Двигатель работает на жидком водороде и жидком кислороде. Испытания проводились на стенде космического центра им. Стенниса. Последнее включение двигателя было произведено 6 мая и продолжалось оно 303 секунды. Как сообщается, эти испытания позволят существенно снизить риск аварий при первых запусках новой ракеты, так как проверялась не только работа двигателя, но и системы контроля давления, гидравлической системы и различных клапанов. А во время последнего включения в течение 303 секунд была проведена полная имитация работы двигателя во время запуска с выполнением всех положенных в этой ситуации команд.

Всего в центре им. Стенниса проходили испытания два экземпляра двигателя RS-68, а еще один находится в исследовательской лаборатории ВВС США в Калифорнии. Все вместе три двигателя отработали за все время испытаний 12'680 секунд.

Первый запуск ракеты Delta 4 запланирован на первый квартал 2002 г., а всего в будущем году предполагается провести 4 запуска этой ракеты.
Источник: Россия-Он-Лайн

E-mail: SpaceJournal@yandex.ru
Хостинг от uCoz